Школа спортивного голубеводства (часть 3)
Голубь участвует в соревнованиях до линьки шестого пера, т.к. далее начинается линька предплечья и ухудшается аэродинамические качества голубя. Кроме того, мы знаем, что четыре-пять последних перьев у голубя являются пропеллирующими. Если же эти пропеллирующие перья в момент линьки, когда они являются кровяными, будут разворачиваться в пропеллер, то голубь будет ощущать болевое состояние, перо будет кровоточить, образуется ранка, которая при заживлении уменьшит отверстие выхода пера и перо будет расти дефектным. Исходя из этого, недопустимо участие спортивного голубя в соревнованиях с линькой пропеллирующих перьев.
Желательно с сентября месяца самцов и самок разделять, чтобы линька проходила спокойно. Последнее 10 перо голубя линяет в декабре. В период линьки большое внимание уделяется качеству корма, соответствующего периоду линьки. Голуби получают комплекс витаминов и микроэлементов.
Если у голубя прошла плохая линька - это обязательно отрицательно скажется на качестве соревнований в следующем спортивном сезоне.
Большое значения для качества соревнований, выведение птенцов имеет конструкция питомника. Проекты питомников бельгийских, голландских, немецких голубеводов вы можете видеть на каждой видеокассете. Каждый питомник должен иметь хорошую вентиляцию. Окна питомника желательно должны быть с восточной стороны, чтобы максимальное количество ультрафиолетовых лучей ежедневно производило "санитарную обработку" всех помещений питомника. Желательно со стороны окон иметь секционированный, решетчатый коридор шириной 0,8-1 м. Длина каждой секции, где находятся голуби, должна быть 2,2-4,2 м, ширина - 1,9 м. Минимальное количество секций для голубей включает: 1-2 секции для самцов; 1 секция для самок; 1-2 секции для молодых голубей; 1 секция для племенных голубей; санитарный бокс; бокс для инвентаря и корма; помещение для документации и отдыха голубевода. Минимальная общая длина вашего питомника получается 12-16 метров плюс дополнительные вольеры.
В этой статье в сжатой форме рассмотрены самые главные аспекты подготовки спортивных голубей к соревнованиям.
Основы ветеринарии, зоотехнии и санитарии - это очень обширная тема, которая в достаточной мере освещена в специальной литературе. Все мероприятия по этим темам голубевод должен знать и безукоризненно соблюдать, так как от них зависит и качество племенного стада и молодняка, готовность голубей к соревнованиям и продолжительность участия этих голубей в соревнованиях на протяжении многих лет Желательно, чтобы все вопросы, связанные с ветеринарными мероприятиями, делались под наблюдением опытного ветврача.
Авторы этой статьи не ставили целью что-то рассказать нового о спортивном голубеводстве, так как все эти истины знакомы всем на протяжении 100 лет. Мы хотим, чтобы начинающие голубеводы-спортсмены постоянно имели возможность в специализированных популярных журналах получать информацию по всем проблемам спортивного голубеводства, которые ждут при подготовке будущих спортсменов
Мы хотим аргументировано подвести начинающих голубеводов, что не все голуби становятся спортсменами и это естественное явление и чтобы каждый голубевод осознал то, что результаты голубя почти на 100% зависят не от "корзины", не от расы, не от суммы заплаченных денег за голубей, а зависят от интеллекта голубевода, его информированности, трудолюбия, выдержки и других качеств, описанных в этой статье. Если начинающий голубевод хочет сразу стать чемпионом, то это большая ошибка Ведь опытные голубеводы имеют большой багаж информации, имеют многоплановую, зрелую, сформированную в течение пяти и более лет команду голубей-спортсменов, имеют резерв пополнения этой команды, владеют всей технологией процесса проведения соревнований. Борьба начинающего голубевода с опытными голубеводами - это неравная борьба и молодой голубевод не должен азартно в нее вовлекаться, так как он и не заметит, как питомник стал пустым. Затем у начинающего голубевода приходит разочарование, а если он волевой человек, то вся работа начинается с начала
Опытные голубеводы должны предостерегать начинающих голубеводов от ошибок, ведь это растет их смена и должна быть преемственность поколений голубеводов. Нужно чтобы молодой голубевод к победе шел планомерно, и она наступит через 3-5 лет. Клуб должен предусматривать в своем графике один из этапов соревнований, который позволяет начинающим голубеводам подключиться к соревнованиям молодыми голубями в июне месяце.
Авторы старались с учетом 25-летнего участия в соревнованиях на длинных дистанциях 1000, 1450 и 2000 км, поделиться своим опытом, своими ошибками, которые не должны повторять начинающие голубеводы.
Особенности физиологии, механика, аэродинамика и энергетика полета голубей.
Одним из самых главных моментов является знание механики полета голубя. Часто мы беремся судить о качестве крыла, мышц, строения корпуса, отдельных костей голубя, не представляя сущности полета голубей.
У голубя скелет составляет до 9% общего веса голубя. Несмотря на это птица имеет самые большие кости плечевого пояса и киль, к которым прикрепляются сильные мышцы, приводящие в движение крылья. При самом легком скелете он самый прочный и упругий, предназначенный для очень больших нагрузок в полете. Кости тонкие и полые, в некоторых местах сросшиеся вместо простых соединений. У голубей малый вес головы хорошо сбалансирован с весом корпуса. Сочлененные ребра при дыхании могут двигаться с большой амплитудой. Самым совершенным у голубя является перо, которое необходимо как для движения, так и для защиты от внешних воздействий. Аналога соотношения веса пера и его прочности нет.
При каждом движении крыла вниз опахало маховых перьев отгибается вверх, образуя пропеллер, который создает потоки воздуха получается тяговая сила, которая поднимает голубя и движет вперед.
Самым интересным фактом является то, что человек в начале изобрел пропеллер, а потом с помощью совершенной фотосъемки смог увидеть механику разворота перьев в пропеллера у птиц.
Исходя из продолжительности и скорости полета, мы должны подходить по-разному к конструкции пропеллирующих перьев. Чем длинней дистанция, тем четыре крайних пропеллирующих пера должны быть уже, острее их концы, а длина перьев длинней, чтобы тратить минимум энергии на преодоление сопротивления воздуха при их развороте в пропеллера
Щиток крыла необходим голубю для взлета, посадки и поддержания в воздухе при полете, чем уже шиток крыла, тем меньше сопротивление при движении голубя. Площадь щитка должна соответствовать весу и продолжительности полета.
Перо голубя сглаживает все углы корпуса, делая его обтекаемым, что уменьшает сопротивление при полете. Благодаря этим качествам пера голуби имеют хорошую скорость полета. Перо является также теплоизолятором.
Хвост голубя играет роль руля и направляет движения в нужную сторону, поэтому требования к хвосту как к рулю, он должен быть хорошо обтекаемым и иметь развитые мышцы, чтобы в любую секунду изменить направление движения.
Сердце у голубей мощное, ритм сокращения - 135 ударов в минуту
В связи с приспособленностью голубя к длительному полету, у них сложная система дыхания, куда входят носовая полость, верхняя гортань, трохея, нижняя гортань, бронхи, легкие и система разветвленных воздухоносных мешков, которые составляют 12% объема тела. Органы дыхания делают обмен газов между организмом и окружающей средой, выделяя респираторную влагу и тепло, окисляя питательные вещества, в результате чего высвобождается энергия. Воздухоносные мешки не только облегчают вес голубя, но и способствуют продуванию воздуха через легкие, служат системой охлаждения, а также выполняют опорную функцию, амортизируют внутренние органы при движении. Летящий голубь для дыхания использует только 1/4 воздуха, а 3/4 воздуха - для охлаждения организма. Активная фаза дыхания не вдох, а выдох. При каждом взмахе крыльев грудная клетка сжимается и воздух выталкивается из легких. Голуби только во время лета дышат полной грудью.
Грудная мускулатура голубей приводит в движение крылья. Вес мускулатуры может достичь половины веса голубя. Чтобы эти мышцы работали эффективно, нужен большой запас энергии и хорошая система кровообращения. О качестве кровообращения мышц говорит их розовый цвет.
Форма крыльев у голубя относится к высокоскоростному типу, т.е. оно длинное, относительно узкое. Цикл движения крыльев голубя состоит из опускания крыла, при котором маховые перья первого порядка изгибаются и закручиваются, превращаясь в пропеллера, которые тянут голубя вперед, а при подъеме крыла перья раздвигаются и продолжают еще создавать некоторую тягу. Затем они быстро отводятся назад и готовы начать новый цикл.
Самым главным фактором в аэродинамике голубей является отношение площади крыльев к весу тела. У скоростных короткодистанционных голубей соотношение площади крыльев к весу меньше, чем у голубей длиннодистанционных. У голубей длиннодистанционных больше площадь крыла и меньше вес, что позволяет им планировать во время полета.
Некоторые примеры соотношения площади крыла к весу у диких птиц:
Сокол-сапсан 1,1 Утка-кряква 0,7 Полярная гагара 0,6 Беркут 1,4 Ворона 2,4 Плачущий голубь 2,4 Ласточка 7
Рассмотрим вопрос аэродинамики голубя.
Крыло состоит из костей: плечевая, локтевая с прилегающей тонкой лучевой, далее пястно-запястная кость. К этим костям прикреплены маховые перья первого порядка и перья второго порядка.
Крыло голубя состоит из двух частей, выполняющих разные функции. Оно разделяется на внутреннюю половину, приводимую в движение мускулатурой плечевого сустава и наружную часть, которая независимо поворачивается около "запястья", лежащего по середине длины крыла. Внутренняя часть крыла ответственна почти исключительно за создание подъемной силы. Эта часть довольно жестко удерживается под небольшим углом по отношению к горизонтальному положению корпуса голубя (как крыло самолета) и имеет обтекаемую форму. Эта искривленная поверхность создается дугообразно изогнутыми кроющими перьями.
Впереди запястья, где соединяются внутренняя и наружная части крыла, есть небольшая группа перьев, называемая крылышком, которая помогает голубю при взлете и приземлении Голубь может приподнять крылышко и при этом образуется щель между крылом и крылышком. Без крылышка голубь не в состоянии благополучно взлететь и приземлиться.
Теперь рассмотрим самый главный вопрос движения голубя за счет создания тягового усилия пропеллирующими перьями.
Во время мгновенного движения крыльями наш глаз не успевает зафиксировать момент разворота крайних перьев в пропеллера, только замедленная съемка позволяет это сделать. Количество пропеллеров у голубей от 2 до 5, хотя при очень интенсивном взмахе крылом в экстремальных условиях в пропеллера могут развернуться и большее количество перьев.
Во время движения крыльев вниз маховые перья первого порядка на их концах образуют почти прямой угол к остальной части крыла и к траектории полета. Эти развернутые перья и есть пропеллеры. При каждом взмахе они принимают такую изогнутую форму только на доли секунды. Эта способность крыльев изменять свою форму и положение составляет основу полета голубя. На протяжении полного цикла взмаха крылья непрерывно меняют свою форму, автоматически приспосабливаясь к давлению воздуха и к аэродинамическим требованиям на разных фазах цикла взмаха крыльев. Эта автоматическая регуляция осуществляется благодаря особенностям строения пера. У перьев на конце крыла (перья №10, 9, 8, 7) опахало с передней стороны стержня уже, чем с задней.
Источник: http://goluby-dnepr.ucoz.ua |