История знает самое разнообразное использование голубей, в том числе прозаичное. Так, начиная с древних египтян, птиц специально выращивали в большом количестве и широко употребляли в пищу. И в настоящее время они считаются лакомством во многих странах. А в Азии ценили не их мясо, а помет (гуано), который использовали в качестве удобрения при выращивании зерновых культур. Избранные же породы голубей работали почтальонами еще в храмах Древнего Египта. А в Европе XI-XIII вв. почтовый голубь стоил не меньше, чем чистокровный арабский жеребец. Ведь рыцари с помощью пернатых курьеров поддерживали деловую связь между замками или посылали с голубями записки личного характера.
Голуби оставили свой след и в нашей истории. В «Повести временных лет» приведен рассказ о том, как в 946 г. княгиня Ольга использовала голубей в военном деле для захвата непокорной крепости. Она потребовала у жителей города, осаждаемого ее дружиной: «…дадите мне от двора по 3 голуби да по 3 воробьи…» Жители, не увидев подвоха в требовании княгини, быстро собрали от каждого двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге. Княгиня велела их раздать дружине, привязать к каждой птице сухой трут, зажечь его и отпустить крылатых «воинов». И те понесли тлеющую смерть к своим домам. Загорелись голубятни и сараи, а от них и другие деревянные постройки. А поскольку горели все дворы сразу, их нельзя было погасить.
В христианской религии всегда считали этих пернатых «божьими птицами». Поэтому издавна на Руси голубя, почитаемого как святое создание, изображали в храмах и жилых домах, на сосудах и лампадах, саркофагах и гробницах. Как символ воскресения, голубей клали в могилы мучеников. Разорение голубиных гнезд и охота на этих птиц считались превеликим грехом. Люди радовались, когда голуби останавливалась у них на постой, и для их удобства подвешивали деревянное корытце, чтобы пара свила в нем свое гнездо.
Сейчас уже не так-то просто установить, почему и как именно голуби стали у большинства народов символом мира. Известно, что с очень давних времен в странах Востока они считались священными птицами, добрыми вестниками богов. Говорят, что наши далекие предки думали, будто у этой птицы нет желчного пузыря, а так как они считали желчь причиной дурного, сварливого нрава, то им и казалось, что среди голубей должны царить вечный мир и дружба. Впрочем, может быть, дело не в этом, а в полной безобидности зерноядных голубей, в их красивой внешности и в привычке ласкать друг друга клювами, как бы нежно целуя. В апреле 1949 г. одновременно в Париже и Праге проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Поводов для этого было более чем достаточно. Не успела закончиться жесточайшая Вторая мировая война, как на горизонте замаячила новая — куда более страшная. Две противоборствующие сверхдержавы — США и СССР — сотворили-таки атомные бомбы, а первая даже успела опробовать их на двух японских городах. Конгресс сторонников мира остро нуждался в эмблеме, и нарисовать ее попросили не кого-нибудь, а самого Пабло Пикассо — гениального испанца с французским гражданством. Так на свет появилась лаконичная и броская фигурка белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь. С тех пор на международных фестивалях молодежи возник обычай выпускать в небо многотысячные стаи голубей.
Существует и более забавная история о появлении этого рисунка. Говорят, что однажды к художнику подошел на улице нищий и со всей святой простотой попросил его: «Пабло, будь другом, ты великий мастер… Начертай мне чего-нибудь, я рисунок продам и хоть поем по-человечески». Обескураженный такой прямотой, Пикассо достал листик и за пару минут набросал «миролюбивую» птичку.